Военная техника

Вооружение и военная техника
Добро пожаловать на наш портал.

Легендарный танк Т-34

Легендарный танк Т-34

Перед разработкой танка «Тигр» немецким специалистам удалось изучить самого опасного врага — советский танк Т-34. Захваченные танки были разобраны и тщательно исследованы. Эксперты хотели раскрыть все тайны броне-танка, превосходящего немецкие аналоги.

В начале октября 1941 года рядом с небольшим русским городом Мценском 4-я танковая дивизия встретилась с бронетанковой бригадой Красной армии, вооруженной средними танками Т-34 и танками КВ-1, которые прикрывали фланги. Русские совершили массовое наступление и нанесли немецким частям серьезные повреждения, вынудив их отступить. Тем не менее атакующие не смогли продвигаться дальше и после недели боев также отступили. Однако Т-34 сразу дали почувствовать свой тяжелый удар: 4-я танковая дивизия понесла большие потери — не меньше 130 машин. Немецкое противотанковое оружие не могло пробить бронирование танка Т-34. «В первый раз было принято во внимание очевидное превосходство русских танков Т-34», — замечает Гудериан. Танки Panzer III и IV получили серьезные повреждения.

Неожиданное наступление.
Тактика, использованная осенью 1941 года, была неожиданной для немцев. Она состояла в одном быстром и мощном наступлении танков, сконцентрированных в конкретной точке.
В последующие месяцы бронированный танк стал для Красной армии оружием номер один. Столкновение в Мценске не стало последним конфликтом с участием немецких и советских танков. С конца июня для Германии стало очевидно, что танк Т-34 отлично удерживает свои позиции. Большое количество артиллеристов также заметили, что покатые поверхности корпуса и башни заставляли снаряды отскакивать и значительно уменьшали их бронебойную способность. Даже в малом количестве танки Т-34 оставались опасным противником. Оружие казалось эффективным, однако русские экипажи были плохо натренированы, сообщение между танками было неважным, поэтому в общем и целом русские бронетанки пока не составляли большой угрозы для немецких машин. Танки, захваченные в течение лета 1941 года, были протестированы и изучены немецкими танкистами, которые начали сомневаться в превосходстве своих «панцирей».

У Гудериана была возможность взглянуть на технику, захваченную у противника, после чего у него не осталось сомнений в качестве этих машин. Но перед ним стояло много других задач: он командовал Панцергруппе 2, которая должна была достигнуть Москвы до наступления зимы. Быстрое продвижение германских войск отодвинуло проблему танка Т-34, временного неприятного сюрприза, на второй план. И это в октябре 1941 года у Мценска закончилось для немцев кровавой бойней. Танкисты стали настойчиво требовать новый танк, который мог бы противостоять Т-34.

Легендарный танк Т-34


Преимущества Т-34.
В ноябре 1941 года эксперты немецкой бронетанковой армии изучают конструкцию танка Т-34. Они обнаруживают, насколько хорошо русские научились извлекать уроки из прошлых военных конфликтов. Во время Советско-финской войны 1939-1940 годов они потеряли 1600 танков, это число было непропорционально самому конфликту.

Русские полностью заново обдумали возможности бронетанковых войск и пустили в ход новые приемы. Первый раз в истории танков бронирование Т-34 состояло из равномерных стальных листов, спаянных между собой. Советская Россия воспользовалась дуговой сваркой для соединения округленных частей большого размера, предварительно отлитых в форму, это относилось как к башне, так и к корпусу. Немецкие танки Panzer I—IV отличались башней и корпусом, состоящими из многочисленных вертикальных или горизонтальных листов, которые были настоящими «ловушками для снарядов». Использование многочисленных листов делало немецкие танки незащищенными от прямых выстрелов, лист небольшого размера был менее прочным, чем большой. У Т-34, поверхности которого были очень покатыми и закругленными, было больше шансов на то, что вражеские снаряды будут отскакивать от него. У покатого бронирования было и другое преимущество: если снаряд ударял по поверхности стали под неблагоприятным углом, его бронебойная сила снижалась и снаряд не мог пройти сквозь толстую и тяжелую броню.
Толщина бронирования Т-34, построенного в 1941 году и вооруженного пушкой калибра 76,2 мм (модель Т-34/76 1941 года), составляла 45 мм на скатах и по бокам корпуса. Переднее бронирование башни составляло 52 мм. С покатой формой листов это было равносильно вертикальному бронированию 90 мм спереди и 58 мм по бокам. Чтобы пробить его, было необходимо, чтобы бронебойные снаряды, которые использовали Панцерваффе в 1941 году, достигали своей цели под углом 35-45°, что было невозможно просчитать под открытым огнем!

Легендарный танк Т-34


Внушительная машина.
Ходовая часть танка Т-34 состояла из пяти сдвоенных опорных катков, в центре которых находилась деталь подвески. Как и на немецких танках этого времени, у Т-34 не было верхних колесиков. Хотя такой вид ходовой части был уязвим из-за размера, преимущество этой конструкции было в том, что гусеницы могли легко очищаться от скоплений грязи и снега.
Местность, в которой шли бои на Восточном фронте, повлияла на разработку бронетанков. Большую часть года здесь стояла суровая погода. Асфальтированных дорог было мало, из-за рытвин и грязи местность становилась непроходимой, машины застревали. С первыми морозами земля застывала, клейкая и рыхлая грязь превращалась в твердую и обледенелую корку. Чтобы в таких условиях преодолевать расстояния между городами в сотни километров, нужны были особые машины. Красная армия, привычная к такому климату, оказалась в преимуществе.

Благодаря широким гусеницам, которые уменьшали давление на почву, танком Т-34 было легко управлять на всех типах дорог. Ширина гусениц составляла 470 мм (затем 550 мм), для сравнения: ширина гусениц немецких танков в 1941 году была 360 мм на танках Panzer III Ausf A-G и 400 мм на танке Panzer IV. Еще более легкий в управлении «Тигр» был оснащен гусеницами шириной 725 мм!
Широкие гусеницы, совмещенные с подвеской Кристи, обеспечивали стабильность танка весом 26 тонн, снижая колебания, и позволяли установить тяжелую башню, хорошо бронированную и вооруженную длинноствольной пушкой F-34 калибра 76,2 мм длиной 3,2 м.

КОПИЯ Т-34!
Гусеницы, состоящие только из колес большого диаметра, подвешенные на почти вертикально расположенном в корпусе винтообразном амортизаторе, не были новинкой и изобретением русских инженеров. Их придумал американец Уолтер Кристи в 1920-х годах, чтобы повысить скорость бронетанков на дорогах с плохой проходимостью.
Еще одна сильная сторона Т-34 — дизельный водоохлаждаемый двигатель. Он традиционно располагался в задней части, но используемое топливо было необычным: в 1930-х годах советские конструкторы разработали двигатели на «тяжелом масле». Лишь немногие конструкторы осмелились оспаривать преимущество дизеля. Несмотря на некоторые недостатки, он был более экономичным, менее «прожорливым» (нуждался в меньшей дозаправке), более мощным, требовал меньше времени на техническое обслуживание. Т-34 с V-образным 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем имел мощность 490 л.с. и за счет нового топлива — меньше риск возгорания.
При таком списке положительных качеств не удивительно, что немецкие офицеры попросили сделать копию танка, чтобы усилить свое положение на фронте.

Легендарный танк Т-34


Далекий от совершенства.
Тем не менее русский танк не был лишен недостатков. Покатые бока башни значительно уменьшали внутреннее пространство, экипажу в танке было неудобно, эргономика машины была плохой. У командира был небольшой обзор, а верхний люк, открывавшийся вперед, еще сильнее его ограничивал.
Командиры танков на линии фронта нередко оставляли люк открытым, чтобы лучше видеть и «чувствовать» поле боя. Естественно, не могло быть и речи о том, чтобы полностью вылезать из танка наружу, командир мог только время от времени выглядывать, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Не делая этого, ориентироваться было практически невозможно, учитывая тот факт, что на первых моделях этих машин не было командирской башенки, оснащенной отверстием для обзора. Когда люк был закрыт, командир танка становился практически слепым.

Из-за малого пространства боевого отделения в башне могло размещаться только два человека: наводчик орудия и командир танка, который выполнял функцию заряжающего, что было сложной задачей под открытым огнем. Водитель и пулеметчик находились рядом друг с другом в передней части корпуса. Большим недостатком было отсутствие радио, которое находилось только в командирском танке. К тому же если дизельный двигатель имел преимущество на бумаге, то на практике оказался более слабым (так же, как и трансмиссия), самое большое количество поломок мотора было именно у Т-34.
Несмотря на эти слабые стороны, Т-34 был потенциально сильным противником. И немцы очень быстро это поняли. Но между 1941 и 1943 годами немецкое верховное командование могло только вносить изменения в уже существующие модели перед тем, как вводить в эксплуатацию новую «расу» бронетанков.

  • Просмотров: 7694
  • Дата: 6-02-2012, 07:20
Вернуться
Информация!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.